Статьи

Климатические системы

Статьи / Обоснование перспектив развития рынка холодильных складов Украины как потенциального сегмента потребителей ХМВЦ

← все статьи

26.08.2013

Обоснование перспектив развития рынка холодильных складов Украины как потенциального сегмента потребителей ХМВЦ

Рынок складских помещений Украины в последние годы активно развивается, и, не смотря на торможение в период финансового кризиса в 2009-2010 годах, он имеет значительные перспективы роста.

О позитивных тенденциях развития рынка холодильных складов, позволяет говорить динамика рынка холодильных и морозильных камер, которые используются для оборудования складов. Так, за период 2006-2007 гг. уровень потребления холодильных и морозильных камер вырос с 1,2 тыс. тонн до 2,0 тыс. тонн, снизившись на 9,3-40,98% в период 2008-2009 за счет падения рынка потребительских продуктов, в частности, продуктов питания, розничной торговли, основного потребителя холодильных и морозильных камер. Но уже в 2011 - начале 2012 гг. спрос снова возобновился и приобрел позитивный характер (рис. 1).

Рис.1 Динамика емкости рынка холодильных и морозильных камер для складов в 2006-2012 гг., т. 

Основными «драйверами» роста спроса на холодильные склады являются импортеры замороженной продукции, производители пищевых продуктов, а также другие потребители (производители и дистрибьюторы фармацевтической продукции и биологически активных добавок, логистические операторы, операторы розничной торговли, цветочные компании и т.п.).

В каждой из групп покупателей существуют собственные требования к оборудованию холодильных складов, влажностному и температурному режиму, поэтому массовое строительство объектов с усредненными параметрами затруднено. При этом с ростом качества выпускаемой продукции и желанием потребителей покупать качественную продукцию, требования операторов рынка к качеству услуг холодильных складов возрастает.

Выделяют три основные группы холодильных складов по степени удовлетворения изложенным требованиям:

 хладокомбинаты и бывшие овощные базы, построенные при СССР. Помещения, как правило, с изношенным аммиачным оборудованием, не позволяющим достичь современных стандартов по температурам. На сегодняшний день около половины из них нуждаются в модернизации;

 холодильные склады логистических операторов, которые выделяют часть площадей для организации холодильно-морозильных складов. Соответствуют современным требованиям и обеспечивают качественное хранение, предоставляют услуги по аренде и ответственному хранению. В этой группе существует дефицит свободных площадей;

 холодильные склады производителей или импортеров. Помещения, спроектированные и построенные под собственные нужды.

По температурным режимам холодильные склады делятся на низкотемпературные, морозильные, среднетемпературные. Их структура в Украине на сегодняшний день представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структурирование холодильных складов по видам температурного режима 2011 г. , %

Особенностью регионального размещения холодильных складов является близость к потребителю: основной спрос на холодильные склады в густонаселенных регионах, где сконцентрированы основные потребители охлажденной продукции, в регионах возле крупных производителей, а также в портах и приграничных пунктах, где хранится импортируемая/экспортируемая продукция. Это, в первую очередь, Киевская, Львовская, Днепропетровская, Донецкая, Харьковская, Одесская области, где размещены крупные производители и потребители пищевых продуктов. При этом структура потребителей холодильных складов в разных регионах различна и зависит, в основном, от специализации региона на той или иной продукции.

Основными потребителями услуг холодильных складов в Украине являются компании, которые хранят плодоовощную продукцию – 29,5%, морепродукты – 24,1%, мясную переработку – 19,3% и полуфабрикаты – 15,4% соответственно. Доля остальных потребителей незначительна и составляет порядка 11,7% (см. рис. 3). При этом в последние несколько лет наиболее динамично росла доля хранения морепродуктов и полуфабрикатов, что связано с постоянным ростом спроса на данную продукцию в Украине.

Рис. 3. Структура потребителей холодильных камер в зависимости от товарных позиций в 2011 г., % (в натуральном выражении) 

Востребованность холодильных складов по температурному режиму:

 У большинства (57,4%) компаний, включая оптовых поставщиков, логистических операторов, розничные торговые сети, широкий ассортимент продукции, и поэтому им требуются универсальные склады с диапазоном температур 0…-18°С.

 Только экстремальные температурные режимы (ниже -25°С) требуются лишь 25,2% компаний.

 Остальные 17,4% компаний ориентированы на диапазон 0…+14°С.

Емкость внутреннего рынка холодильных складов далека от насыщения, т.к. запросы клиентов часто являются уникальными, что обусловливает необходимость проектирования «под заказчика», но при этом лишь некоторые крупные компании имеют возможность построить холодильные склады для собственных нужд в связи с высокой стоимостью таких работ. Около одной трети (29,4%) потребителей нуждаются в холодильных складах уже через 1-2 года, что свидетельствует о значительном потенциале рынка.

Источниками создания микроклимата в холодильных складах являются холодильные (морозильные) агрегаты на основе компрессоров, от мощности которых зависит температурный диапазон оборудования.

Сегодня на рынке холодильного оборудования выделяются две основных группы:

1. «Промышленный холод», сюда относятся следующие виды оборудования: оборудование для заморозки и хранения при низких и средних температурах продуктов питания на складах хранения; оборудование для технологического кондиционирования коммерческой недвижимости и цехов производства; холодильное оборудование для сопровождения всевозможных процессов производства. Основными потребителями такого оборудования являются: склады, предприятия пищевой промышленности, промышленные предприятия, объекты коммерческой недвижимости, пивоваренные предприятия и предприятия по производству безалкогольных напитков.

2. «Коммерческий холод», включает виды оборудования: торговое холодильное оборудование; холодильные камеры небольших размеров; холодильное оборудование для технологических процессов в системе общепита; системы центрального холодоснабжения торговых предприятий. Основные потребители этого оборудования: магазины, супермаркеты, продуктовые рынки, предприятия общепита и небольшие пивоварни.

Наиболее экономически выгодным как для поставщиков холодильного оборудования, так и для его потребителей, оказывается осуществление сборки в Украине оборудования из зарубежных комплектующих. Качество отечественной сборки вполне удовлетворительно, в то же время это позволяет производителям существенно снизить таможенные пошлины и транспортные расходы, а потребителям приобрести оборудование по более низкой цене, чем стоит импортная техника, и в более краткие сроки.

Как отмечают эксперты рынка, в продажах нового холодильного оборудования основную долю составляет оборудование с фреоном (более 90% продаж), доля продаж нового оборудования с аммиаком оценивается лишь в 5-7%.

Основными потребителями промышленного холодильного оборудования являются сетевые супермаркеты, пищевые комбинаты, пивзаводы и крупные хранилища. В то же время, по оценкам специалистов, в странах Запада основная доля поставок холодильного оборудования в стоимостном выражении приходится на масштабные проекты в химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях.

В связи с указанной тенденцией роста рынка складских помещений в Украине, а также в свете обостряющегося противостояния общественных и государственных структур и производителей оборудования, работающего на фторсодержащих хладагентах, своевременной и перспективной является инновационная разработка в индустриальной группе УПЭК воздушно-климатической системы (ВКС). Система, работающая на воздухе, способна генерировать широчайший диапазон температур – от -50 до +50°С, независимо от температур внешней среды.

ХМВЦ – высокотехнологичная холодильная машина воздушного цикла (модификация ВКС), позволяющая осуществлять бесперебойное охлаждение, не требует остановки для разморозки конденсатора, в случае необходимости обеспечивает быстрый выход на заданную температуру, потребляет только электроэнергию и воздух (т.е. автономна от газо- и водопроводов), сбрасывает в атмосферу только воздух (не содержит факторов загрязнения среды), обеспечивает равномерность распределения требуемой температуры по всему объему помещения, а в качестве побочного продукта подогревает воду (или воздух смежных помещений). Незаменима для стабильного низкотемпературного хранения продукции мясной и молочной промышленности, в частности на складских мощностях госрезерва. Обеспечивает надежное качество сельхозпродукции на этапах «охлаждение – шоковая заморозка – низкотемпературное хранение». В качестве комплексного решения позволяет создавать комфортные условия труда сотрудникам.

ХМВЦ ИГ УПЭК позволит:

  • с наименьшими затратами (без подключения воды или газа) переоборудовать старые склады и оснастить новые
  • удовлетворить потребность наибольшего сегмента складских помещений – низкотемпературные и морозильные – преимущественно в части промышленного холода, а базовая ВКС будет незаменима в расширяющемся сегменте среднетемпературного хранения
  • обеспечивать требуемую температуру для хранения любой продукции в средах, не обогащающихся специальными газами.  

Немаловажно то, что инновационные машины ИГ УПЭК – отечественные агрегаты, изготовляемые с учетом специфических требований заказчика и полностью готовые к отгрузке на территории их потребления – в Украине.


 

← все статьи

Все материалы представлены для личного ознакомления и изучения. Использование любых материалов в коммерческих целях разрешается при наличии соответствующего письменного разрешения правообладателя. Редакция и владельцы сайта agro.upec.ua не несут ответственности за ошибки, которые могут содержаться в размещенных материалах, а так же за обусловленные или косвенные убытки, понесенные в связи с предоставлением, применением и использованием настоящих материалов.

Calendar